Часто родители пытаются справиться с проблемами самостоятельно, боясь осуждения или огласки, но таким образом могут только усугубить сложившуюся ситуацию. Важно понимать, что психолог не будет ставить диагноз ребенку или осуждать родителей. Задача специалиста – оказать помощь, сохраняя при этом полную конфиденциальность.
Если проблемы ребенка не разрешаются стараниями родителей, очень важно не опускать руки и обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.
Психолог, педагог-психолог – специалист с высшим психологическим образованием. В отличие от психиатра, психолог не имеет права назначать медикаментозную терапию и может работать исключительно со здоровыми людьми, не имеющими психопатологии. Психолог работает с проблемами естественного развития ребенка, используя психологические и педагогические методики.
Клинический (медицинский) психолог – как и психиатр, закончил медицинский университет. Работает как с проблемами, возникшими в ходе естественного развития ребенка, так и с серьезными психическими нарушениями (с задержками развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), аутизмом и другими).
На первую консультацию родители приходят, как правило, вместе с ребенком. Беседа осуществляется в его присутствии, что позволяет определить отношение ребенка к сложившейся проблеме, и провести диагностику взаимоотношений между родителем и ребенком.
Кроме того, на первой консультации проводится диагностика ребенка, в том числе с помощью психодиагностических методик, поэтому не удивляйтесь, если на первой встрече психолог попросит ребенка что-нибудь нарисовать, показать на песке или заполнить тест. При необходимости может быть проведена диагностика высших психических функций, таких как мышление, память, внимание, речь восприятие, для этого могут быть использованы тесты, специальные игры и упражнения.
После того, как будет собрана вся необходимая информация, психолог озвучит свой профессиональный взгляд на проблему, прокомментирует полученные в ходе диагностики выводы и даст рекомендации по дальнейшему исправлению трудностей. Далее, при необходимости определяется ход дальнейшей работы с психологом, частота и продолжительность встреч.
Нет! Каждый родитель делает то, что умеет, реагируя зачастую привычным образом, как реагировали еще его родители. Быть хорошим – не значит быть идеальным. Идеальным родителем быть невозможно. А хорошим – вполне. Хороший родитель заботится о ребёнке, делая все, что в его силах. Вовремя отвести ребёнка к специалисту – значит позаботиться о нём.
2. «Психолог научит моего ребенка плохому».
Данный миф складывается из результатов работы психолога, поскольку ребенок достаточно быстро начинает изменять свое поведение, в то время как родители не успевают за его изменениями, и винят во всем психолога. В данном случае можно дать рекомендацию родителям обсуждать совместно с психологом все волнующие вопросы, в том числе, и изменения, происходящие с ребенком после консультаций.
3. «Если даже я не понимаю своего ребенка, то и чужой человек не справится»
Несомненно, родитель лучше знает своего ребенка, но квалифицированный психолог способен увидеть, где произошел сбой и почему. Задача психолога – увидеть совместные трудности и найти способ их устранения, который бы устраивал и родителей и ребенка.
4. «Я потеряю связь со своим ребенком».
Психолог, зная возрастные особенности, и владея знаниями в области детской психологии, поможет не только не потерять связь с ребенком, но и наоборот, улучшить существующие взаимоотношения.