• +7 913 065 00 95

Детские страхи – один из самых частых запросов на приеме у детского психолога. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрозы (реально существующей, или надуманной, внушенной другими) и сопровождается определенными физиологическими изменениями. Очень распространены внушенные страхи, когда взрослые сами формируют их у ребенка, зачастую даже не задумываясь об этом. Например, настойчиво указывают на опасности (например, не подходи к собаке – укусит, не забирайся высоко – упадешь).

В таком случае ребёнок слышит лишь вторую часть фразы и начинает бояться самого объекта. db0cbf3511c21556ab021196a89bdad1Больше всего страхов у детей тревожных родителей. Такие родители, разговаривая на «взрослые темы» в присутствии ребенка, забывают позаботиться о детской психике и высказывают при нем свои опасения и переживания. Под воздействием разговоров взрослых людей, просмотров телепередач, у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед незнакомыми людьми, животными. Помимо разговоров родителей, детские страхи могут возникнуть под воздействием определенных ситуаций. Например, внезапно выключился свет в комнате, где малыш был один, или неожиданно напугал незнакомый человек. Детские страхи, сохраняемые годами, могут привести к неосознанной агрессии, различным комплексам, замкнутости, и другим психологическим проблемам, поэтому необходимо своевременно их разрешать. Как родитель может помочь своему ребенку? 1) Прежде всего, необходимо с пониманием отнестись к чувствам вашего ребенка и принять их. Не нужно убеждать ребенка в обратном, стыдить его, смеяться над ним и его страхом, таким образом, вы лишь отдалите ребенка от себя, лишитесь его доверия. Главное – внимательно выслушать ребенка; 2) Можно придумать оберег от пугающего объекта (например, если ребенок испугался бабайки под кроватью, можно положить рядом с кроватью «волшебный» фонарик или игрушечный меч и придумать историю, что этот меч обладает магическими свойствами и способен убить всех монстров под кроватью); 3) Можно попробовать нарисовать свой страх, а после этого предложить изменить рисунок так, чтобы он стал смешным и добрым. Или «посадить» страх в клетку, дорисовав ее. 4) В работе с детскими страхами отлично помогает сказкотерапия. Родитель самостоятельно или с помощью психолога может придумать сказку о страхе, с хорошим концом. В каких случая детские страхи – это серьезный повод для беспокойства родителей и необходимость обращения к специалисту? - прежде всего, стоит обратиться за помощью к детскому психологу, если страх очень интенсивный и мешает ребенку жить и общаться с окружающими; - если страхи беспокоят своей неадекватностью, причудливостью, или являются труднообъяснимыми с точки зрения человеческой психики (например, девочка отказывается надевать брюки или джинсы из-за страха стать мальчиком); - лучше обратиться за помощью к специалисту, если на фоне страхов страдает общее состояние ребенка (он плохо ест/спит, часто болеет); - если страх беспредметный (ребенок не может сказать родителям, чего именно он боится), сопровождается тревожностью/нервозностью ребенка; - если страх вашего ребенка связан с каким-то травмирующим событием (например, он стал свидетелем смерти близкого человека), или страх – это отражение семейной ситуации (например, при разводе родителей); - если у ребенка или подростка обострились давно существующие страхи и к ним добавились новые. Задача взрослого, на любом этапе встречи с детским страхом, в любом возрасте ребенка – разделить этот страх со своим сыном или с дочерью. Не обесценивать его, не игнорировать, а признать, что он есть. Ведь страх, разделенный пополам, уже не такой страшный.

We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…